ПРАЗДНИКИ И КУЛЬТЫ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Главная   О проекте   Источники   Историография   Календарь   Ритуалы   Библиография   Ссылки

 

О ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ ФЕДЕРАЦИИ В 1792 г.


Празднование федерации 1790 г. было установлено Национальным учредительным собранием в условиях мира, с целью заранее принести клятву о сохранении конституции, которая только начинала свое сущест­вование.
Празднование дня федерации в 1792 г. происходит в условиях величайшего кризиса государства, с целью поддержать поколебленную кон­ституцию и защитить свободу, находящуюся под угрозой.
Федерация 1790 г. была делом коварной политики, стремившейся, под предлогом укрепления революции, отбросить ее вспять и исказить еще только рождающийся гражданский дух.
Она явила глазам просвещенных друзей родины лишь невежественную и подобострастную толпу, разделяющую свое преклонение между ковар­ным двором и низким интриганом, которого самая сумасбродная лесть превратила в героя. Это великое торжество послужило лишь к унижению и обману нации.
В 1792 г. празднование дня федерации собрало, по-видимому, только свободных людей, призванных более опасностями, угрожающими нации, чем декретом, который они учредили. Они повергли в прах те идолы, которым их предшественники воскуривали фимиам. Они предали общест­венному презрению того человека, которому первые федераты поклоня­лись. Их хвала и клятвы были направлены лишь к родине и свободе. И если в их патриотических кликах слышались также имена двух избран­ных пародом должностных лиц, то это было данью уважения преследуе­мому тиранией патриотизму.
Празднование федерации в 1790 г. было лишь военным парадом, скучно регламентированным государственной властью, далекой от народа, кото­рый старались отгородить от национальной гвардии.
В 1792 г. празднование представляло трогательное зрелище единения всех граждан. Пики смешались с ружьями, а мундиры с грубыми платьями земледельцев и ремесленников. Триумфально носимые образы свободы, открытая и наивная радость народа, все, вплоть до приятного беспорядка, царившего па этом национальном празднестве, говорило о том, что оно было подготовлено гением свободы.
Это собрание столь большого числа мужественных граждан есть, быть может, последняя надежда, остающаяся родине среди окружающих ее и непосредственно угрожающих ей опасностей. Поэтому-то все враги обще­ственного блага делали все, что могли, чтобы ему препятствовать. Министр внутренних дел осмелился в их лице Оклеветать французский парод посредством прокламаций и посланий, достойных тирании, которая их про­диктовала. Административные органы, злоупотребляя своей властью, разоружали и арестовывали их. Вдоль всех дорог распространяли тревож­ные слухи и гнусные памфлеты, чтобы заставить депутатов федератов отказаться от поездки в Париж. И в самом этом городе двор и аристок­ратия ни перед чем не останавливались, чтобы отбить у них охоту оста­ваться и вынудить их поскорее бежать из столицы.
Они прибыли туда в тот момент, когда самый страшный заговор против родины готов был разразиться. Они могут расстроить этот заговор. У них достаточно мужества и любви к родине для выполнения этой задачи. Им потребуется также вся необходимая мудрость и осторож­ность, чтобы выбрать действительные средства спасения свободы и избе­жать ловушек, которые коварные враги народа будут постоянно расставлять, стремясь злоупотребить их чистосердечием.
Эмиссары и сообщники двора ни перед чем не остановятся, чтобы раздразнить их нетерпение и толкнуть их на крайние и опрометчивые решения. Они должны вести себя столь же осторожно, сколь и энергично. Они должны с самого же начала знать пружины интриг, причиняющих все наши несчастья. Они должны быть хорошо осведомлены, чтобы, в свою очередь, осведомить своих избира­телей. Они должны уважительно относиться к мнению слабых, пробуждая таким образом патриотизм. Они должны вооружиться конституцией, чтобы спасти свободу. Принимаемые ими меры должны быть мудрыми, передовыми и мужественными. Было бы нелепо считать, что конституция не дает Национальному собранию достаточных средств для ее защиты, тогда как очевидно, что Национальное собрание далеко не использует всех ресурсов, предоставляемых ему конституцией. Было бы крайне не­политично требовать большего чем конституция, тогда как мы еще не получили самой конституции. Еще более неполитично было бы доби­ваться средствами, по видимости неконституционными, того, что мы вправе требовать па основании определенного текста конституции. Следуя этому принципу, мы добьемся перехода на нашу сторону людей нереши­тельных и неосведомленных. Мы заставим замолчать клевету и разобла­чим всю подлость преступных уполномоченных, непрестанно взывающих к законам, которые они попирают ногами.
Зачем прибегать к чрезвычайным мерам, хотя бы и допускаемым интересами общественного блага, чтобы добиться наказания заговорщи­ческого двора и генералов — предателей и мятежников, смещения контрреволюционных администраторов, исполнения всех законов, защи­щающих общественную и индивидуальную свободу, когда все эти меры — лишь самые неоспоримые обязанности, возлагаемые конституцией на на­ших представителей. А если последние оставляют их без внимания, то вправе ли они обвинять пас в нарушении законов, если мы требуем принятия этих мер?
Граждане-федераты, сражайтесь с нашими общими врагами лишь ору­жием законов. В законном порядке представляйте Законодательному собра­нию желания народа ваших департаментов и тревоги отечества, которому угрожает опасность. Энергично разоблачайте все совершенные до настоя­щего времени нарушения конституции, все преступления против свободы, учиненные ее тайными и явными врагами. Разоблачайте перед вашими согражданами предательства и предателей, разверните перед ними роко­вую ткань отвратительных интриг, которые уже в течение длительного времени предают нацию ее прежним угнетателям и новым тиранам, инт­риг, центром которых является Париж, тогда как в департаментах почти не подозревают об их существовании. Отметьте, прежде всего, что те, кому были доверены бразды правления, отнюдь не хотят ни спасти государство, ни сохранить конституцию, так, чтобы нация, осознав размеры н истинные причины угрожающих ей опасностей, могла сама позаботиться о своем спасении, и чтобы первое же вторжение внешних врагов, первое же поку­шение внутренних врагов стало сигналом, который поднимет всю нацию.
Храбрые и великодушные граждане, таков единственный правильный путь, по которому вы должны следовать. Уже само ваше присутствие в Па­риже создаст большие преимущества для общественного дела. Ваше единение с проживающими в этом городе патриотами расстроит непрестан­но возобновляющийся заговор, центром которых этот город является. Оно обречет па бессилие ту армию приспешников и убийц, которую здесь соб­рали деспотизм и иностранные дворы. Оно оживит общественный дух, вселит бодрость в сердца патриотов, ослабит дерзость аристократии. Ваша переписка с вашими земляками свяжет провинции с Парижем, чтобы сообща и одновременно оказать сопротивление новым заговорам, которые наши враги собираются провести против безопасности и свободы Франции.
Только такими мудрыми и твердыми действиями вы можете спасти свою страну. Нетерпение и негодование могут подсказать вам меры, по видимости, более быстрые и энергичные, оправданные интересами общест­венного блага и правами народа. Но только те меры, которые я указал выше, диктуются разумной политикой и соответствуют нынешним обстоя­тельствам. Не всегда надо делать все то, что законно. Конечно, парод столь гнусно угнетаемый и подло предаваемый, может иметь очень широ­кие права. Но надо стремиться не к отмщению, а к общественному благу.
Судьба государства не связана с тем или иным индивидом. Она зави­сит от системы правления, от качества политических учреждений. В об­ширном государстве, среди разных клик, общественные несчастья отнюдь не исчезают с устранением нескольких вредных индивидов; и тирания пе падает вместе с тиранами. Частичные и бурные движения часто лишь про­явления смертельного кризиса. Прежде, чем отправиться в путь, надо знать цель, к которой хочешь прийти, и пути, по которым надо двигаться к пей. Для выполнения большой задачи необходимы план и руководители. Только те волнения могут освободить народ от гнетущего его ига, которые повсюду постепеппо порождаются утомлением от угнетения, чувством об­щего горя и знанием его причин.
Великодушные граждане, отдающиеся делу защиты свободы, всегда руководствуются этими правилами. Но бывает иногда, что в их ряды про­никают вражеские эмиссары для того, чтобы увлечь пылких и неиску­шенных патриотов па путь нарушения правил здоровой политики. В та­ких случаях, если исходят из того, что справедливо само по себе, а не из того, что полезно при данных обстоятельствах, то, желая служить об­щественному делу, в действительности служат лишь интересам клики и делу деспотизма. Одна из наиболее привычных уловок наших тиранов состоит в возбуждении бесполезных, или плохо обдуманных, движений, чтобы иметь повод для клеветы на патриотов и для истребления парода. Его действительные добродетели они используют, чтобы приписать ему мнимые пороки. И так как они сами выступают как судьи, они карают его за свою собственную извращенность. Затем они первые кричат, что народ — игрушка в руках интриганов, и им почти удается отвратить его от защиты своих прав.
Таково то странное и горестное положение, до которого они нас довели своим макиавеллизмом и вероломством! Они с беспощадной суровостью обрушиваются за малейшую несдержанность на оскорбленных патрио­тов и закрывают глаза на самые крупные посягательства своих сообщни­ков. Закон, который в их руках является щитом, прикрывающим все их преступления, используется ими против лучших граждан как инструмент проскрипции. Этот вид угнетения тем опаснее, что заговорщики действу­ют всегда под прикрытием тайны, тогда как народ обсуждает открыто и во весь голос вопросы о том, как жаловаться на их тиранию. В то время, как честные люди свою борьбу за свободу ведут без системы, без согласо­вания между собою, одним лишь оружием справедливости и убеждения, дурные люди объединяются, чтобы подавить парод всей тяжестью своих денежных средств, всем влиянием клеветы и всеми силами интриги и вла­сти. Вот почему, продажный уполномоченный, ловко и бесстыдно пре­дающий и убивающий народ, всегда оказывается невинным, тогда как, если народ предастся какому-нибудь движению, вызванному негодованием, или даже только позволит себе слишком резкую жалобу, то его объяв­ляют преступным.
Но тираны не довольствуются этим. Они часто преследуют народ за факты, к которым он не имеет никакого отношения, которые являются их же делом. Как заметил Жан-Жак Руссо, тираны владеют искусством вво­дить в собрания граждан своих людей, которые произносят безумные речи или совершают преступные действия, с тем чтобы возложить от­ветственность за это па все собрание, чтобы запятнать вполне похвальные мероприятия и представить народ неизменно как сборище мятежных разбойников.
Я был свидетелем многих зловещих примеров этого рода в ходе этой революции, которая больше, чем какая-либо другая, показала добродетель парода и злодейство его угнетателей. И если б я узнал, что где-то есть суд, достаточно справедливый, чтобы осудить крупного преступника, я разоблачил бы перед этим судом того, кто распорядился повесить бу­лочника, чтобы спровоцировать издание кровожадного закона, уже при­чинившего смерть многих добродетельных граждан; того, кто спровоци­ровал резню на Марсовом поле, распорядившись утром этого дня пове­сить двух неизвестных; того, кто, после тщетных попыток запятнать день 20 июня какими-нибудь недостойными парода действиями, тем не менее бесстыдно утверждал, якобы парод такие действия совершил. Я разобла­чил бы перед этим судом тех, кто, вероятно, сейчас, когда я пишу, гото­вят новые мрачные сцены, чтобы отвлечь внимание от их мерзких планов.
Великодушные защитники свободы, в очаг интриги и разврата вы при­были с чистыми и простыми душами. Вас окружают и вас наблюдают самые развращенные люди Европы, ныне собравшиеся в этом городе. Преступление и честолюбие бдительно за вами следят, чтобы обмануть вас и в вашем лице погубить, если это возможно, самую ценную надежду сво­боды. Клевета, предшествовавшая вашему прибытию, даст вам пред­вестье тех новых злодеяний, которые они могут учинить, чтобы вас еще больше оклеветать. Будьте бдительны со всеми, кто к вам приближается. Лицемерные честолюбцы ненавидят вас уже за одно только ваше присутствие; они хотят в вашем лице покарать самый факт использования при­надлежащего вам права требовать уважения к нарушаемым законам н игнорируемым принципам свободы. Они захотят, приписывая вам всякие грехи, отвлечь, таким образом, внимание общественного мнения от их злодеяний... Остерегайтесь ловушек, которые они ставят па вашем пути. Не подвергайте судьбу родины опасности проявлением дерзкой поспешно­сти и несдержанного рвения. Будьте спокойны и обдуманны, а также стойки и мужественны. Предоставьте им еще некоторое время запутываться в их собственных интригах. Ждите благоприятного часа, который пробьет в результате применения указанных нами средств, и который будет уско­рен ближайшими посягательствами врагов свободы. От этого зависит спа­сение родины и счастье человечества.

Текст приводится по изданию: Робеспьер М. Избр. произв. В 3 т. Т. 1. / подгот А. З. Манфред, А. Е. Рогинская, Е. В. Рубин. М., 1965. С. 327-332.
 

Hosted by uCoz