ПРАЗДНИКИ И КУЛЬТЫ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Главная   О проекте   Источники   Историография   Календарь   Ритуалы   Библиография   Ссылки

 

Ритуалы

Культы                                             Праздники

 

Ритуалы эпохи революции были новым явлением как по своему содержанию, так и по формам выражения. В них соединялись два начала: стихийное движение народа и организующая воля революционных правительств. Несмотря на то, что в Париже происходили жестокие, подчас трагические события, народ, совершивший революцию, был настроен празднично. «С утра до вечера, - писала мадам де Сталь в 1791 году, - это танцы, иллюминации, праздники: наконец он (народ)  чувствует себя счастливым и хочет показать свое счастье  перед лицом врага»[1]. Позднее Мишле напишет  о прекрасных праздниках, когда  «весь народ, одновременно и участник и свидетель, являл собой…порыв  нравственного энтузиазма, когда каждое сердце преисполнялось величием Франции, Отечества»[2]. С другой стороны, сменявшие друг друга на протяжении революционного десятилетия правительства  ясно отдавали себе отчет  в огромных пропагандистских возможностях ритуалов. Ритуалы предполагали не только установление новых праздников и  введение нового календаря; деятели французской революции пошли еще дальше: была сделана  попытка изменения религиозности путем введения новых культов. Могло меняться их содержание,  характер, но сама праздничная форма общения с людьми была популярна  в революционный период. Соединившись, эти два, идущие  снизу и сверху импульса давали удивительные,  не имевшие исторических прецедентов  результаты. Ж. Собуль назвал ритуалы 1789 – 1794 годов «высшим проявлением искусства революции»[3].


 

[1] Isambert G. la vie â Paris pendant une annêe de la rêvolution (1791-1792). P.,  s. d. P. 72.

[2] Mishelet J. Histoire de la rêvolution francaise.  1. P., 1868. P. 42.

[3] Les fêtes  de la rêvolution. Clermont-Ferrand. 1977. P.3.

Hosted by uCoz